Личный кабинет


Инструкция по пользованию ЛК

Новости

Последние новости освещающие настоящие и будущие события проекта

10
апрель
Интервью с Александром Степановым - "антиучителем" информатики

Учитель информатики и технологии Школы №1293 рассказывает, как он стал YouTube блогером и организовал «Хабрахабр» для учителей, а также даёт рекомендации по тому, как общаться с руководством.
Мне, как человеку, который наблюдает со стороны, очень приятно видеть качественные изменения в системе образования. Молодые педагоги живут своей профессией, развиваются, добиваются успехов, внедряют новые практики и инструменты в учебный процесс.

Чем это объясняется, на Ваш взгляд? Некий «дух времени», циклический возврат к престижу социальных профессий? Или это результат работы муниципальных, региональных и федеральных властей?
 

Могу сказать, что московский Департамент образования и правительство Москвы приложили много усилий для роста престижа профессии. Вырос уровень зарплат: средний оклад московского учителя составляет не менее 60 000 рублей, а зарплата преподавателя информатики может составлять и более 80 000 рублей. Эти деньги могут удержать грамотного человека на должности педагога в школе, и учителю нет необходимости искать дополнительный источник дохода — он может полностью посвятить себя своему делу. Конечно, деньги — это не главное, но их должно быть достаточно, чтобы человек комфортно себя чувствовал.
 

А какие ещё шаги для увеличения престижа профессии учителя предпринимаются?
 

Я бы выделил городской проект «Школа Новых Технологий». Это такой «евангелист» по внедрению новых разработок в образовательный процесс. ШНТ стимулирует учителей большим количеством конкурсов: «Школа мобильных приложений», «3D БУМ», «марафон «УчИТель».

Например, участники марафона «УчИТель» рассказывают, как они используют новые технологии в учебном процессе, общаются с другими учителями, делятся опытом. Учителям очень важно общаться с внешним миром — им нельзя замыкаться, даже не в себе, а в своей довольно непростой работе с детьми.
 

А как Вы относитесь к МЭШ («Московская электронная школа» — прим. ред.)? Я слышал полярные мнения.
 

Я считаю, что это очень перспективный проект. Учительская среда достаточно инертна, и что-то менять в привычном рабочем процессе сложно. Такие большие технологические проекты постоянно развиваются и адаптируются к пользователю и наоборот. Например, Facebook в очередной раз что-то поменял — все возмущаются, а через пару недель все привыкли и научились с этим взаимодействовать.  Молодым, конечно, попроще, поэтому мы всегда стараемся помогать старшим товарищам разобраться.
 

Расскажите про Ваш YouTube канал Antiteacher. Почему Вы решили его создать и как развиваете?      
 

Название Antiteacher, то есть «Анти-учитель» я придумал не сам. Меня так прозвали дети, потому что я никогда не садился за учительский стол и им разрешал садиться как угодно, и мы общались в расслабленной обстановке. Это, на самом деле, более эффективный формат обучения. А потом у меня появился ученик, который дополнительно учился на видеооператора и хотел попрактиковаться в своих умениях. В качестве площадки мы выбрали Youtube, потому что дети на переменах часто его смотрят и мне захотелось попасть в их среду. Так я стал делать провокационные мотивирующие ролики.

Видео : https://youtu.be/kBpDL-2uhV8
 

Ещё Вы успели поучаствовать в создании ассоциации свободных учителей. А этот проект о чём?
 

Это платформа для обмена опытом, наработками, идеями — новая учительская электронно-методическая среда (НУЭМС). Что-то вроде «Хабрахабра», только мы не хотим, чтобы она была открытой. Если обучающие материалы есть в открытых источниках, то там же можно найти и все решения. Дети списывают, а учитель делает вид, что проверяет. Это неинтересно, мы хотим оценивать реальные знания учеников, а не их поисковые способности. Одно из условий регистрации на портале — заявка от учителя с официального адреса школы, а у посторонних людей доступа не будет. Жду, когда появится время, чтобы плотно заняться этим проектом.
 

Как давно Вы занимаетесь робототехникой с детьми?
 

У меня два предмета: информатика и технология. На информатике мы с ребятами учимся работать с информацией, а на технологии занимаемся робототехникой и проходим основы программирования. Но я стараюсь внедрять междисциплинарный подход. Дети постепенно понимают, что всё, что они изучают, пересекается между собой. Позже появится физика и химия, и они углубятся в то, что мы уже проходили на технологии.

Я долгое время занимался информатикой, а года 4 назад начал осваивать робототехнику. Я сначала думал, что это только LEGO. Сейчас, конечно, знаю много других конструкторов, но LEGO так популярен, потому что у них есть готовые курсы и тебе не надо ничего придумывать — берешь и сразу делаешь. А вот у Arduino готовых курсов, кажется, нет. Не получится купить набор и тут же начать по нему преподавать. Хотя есть варианты: например, Micro:bit или его российский аналог — «Спутник». Это небольшие платы, их можно сразу подсоединить, написать первую программу — и светодиоды светятся. Детям надо, чтобы сразу всё работало, для них важна наглядность. Если прямо сейчас что-то не работает, то они не будут удовлетворены, уйдут и, может, на твои занятия больше не вернутся.
 

А какая в этом практическая польза для детей? Сейчас в школах и в сфере дополнительного образования повсеместно вводится робототехника, как раньше это было с компьютерной грамотностью. Это дань моде или всё-таки практическая польза в этом есть?
 

Это, конечно, мода, но есть ещё и конкретные запросы государства. Будущее за автономными устройствами: автомобилями, ракетами, домами. Я считаю, что практическая польза содержится в уроках технологии. Любому роботу нужно делать корпус — вот тебе работа с лобзиками и с материалами, шуруповертами, саморезами. Здесь же и знакомство с электричеством и электрическими схемами. Я уверен, что ребятам, которые сейчас в 5-м классе, будет гораздо проще понять какие-от темы из курса физики в будущем. Они уже знают, что такое резистор, диод и светодиод, конденсатор, они оперируют этими понятиями и потихоньку разбираются что к чему.

Я считаю, что у детей уже всё есть, а моя задача — предоставить им площадку для реализации, оборудование и иногда советы. Я никогда не говорю, что мое мнение единственно верное — детей надо учить сомневаться в словах взрослых, критически относиться к той информации, которую они получают. Если взрослый говорит им, что кофе невкусный, не надо верить на слово — надо попробовать и составить своё мнение.
 

А как Вы сами научились со всем этим работать?
 

Я всегда беру пример с наших ребят: хочешь чему-то научиться — иди в интернет. Основной способ повышения квалификации — это самообразование. Нормальный учитель должен всегда следить за тем, что происходит в его теме. 
 

Расскажите, насколько сейчас сложно получить какое-то оборудование для работы в школе? Какая процедура?
 

Это зависит от той позиции, которую занимает директор. Мой директор всегда «За», к тому же, по правилам госзакупок, до 400 000 рублей закупить оборудование не очень сложно. Мой кабинет сейчас как раз переделывается под робототехнику. Также в школе собираются построить здание для старшей школы с инженерным классом. Это отличный путь развития для ребят, которые интересуются робототехникой — в старших классах продолжить углубленные занятия по инженерному профилю. Это прекрасная возможность показать детям прелесть профессии инженера, которая сейчас очень актуальна и хорошо оплачивается. Не всем же быть юристами и менеджерами.
 

Визионерский вопрос. Как Вы думает, что станет следующей робототехникой? По масштабу, востребованности в обществе?
 

Мне кажется, что это будет внедрение нейросетей в робототехнику, и роботы станут очень умными. Робототехника станет сетевой, роботы будут общаться между собой и принимать решения. Я видел, как в Корее на Олимпиаде запустили массив дронов, которые составляли картинку, «переговариваясь» друг с другом. Я думаю, что будет новый виток развития космонавтики и роботы отправятся на другие планеты. Но мне бы хотелось вернуться к людям — я надеюсь, что робототехника будет помогать людям с  ограниченными возможностями. Я думаю, также будет развиваться направление, которое занимается внедрением технологий непосредственно в человека.
 

Что Вы можете посоветовать молодым учителям, которые тоже хотят заниматься робототехникой у себя в школе, в регионе или в Москве? С чего начать? Как выстроить диалог с руководством?
 

Самый простой способ убедить руководство — это показать им, сколько кружков робототехники находится вокруг вашей школы и спросить директора, почему дети ходят туда, а не в Вашу школу.

Чтобы начать кружок робототехники с нуля нужно 20 000 рублей. Я считаю, что для любой школы это реальные деньги. Любой человек понимает, когда дети остаются в школе — это хорошо для образовательного учреждения. Я не вижу в этом проблемы, просто учитель должен быть увлечен своей работой. А если Вы этим занимаетесь постольку-поскольку, то Вам никто не поверит — тем более дети.

Есть замечания? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter!